Домашняя звукозапись
Профессиональный музыкант делиться
информацией о том, какое музыкальное оборудование нужно выбирать для
домашней студии звукозаписи. В данном материале вы узнаете об
особенностях национальцой звукозаписи и о том как решить проблему
звукоизоляции, а также ознакомитесь с обзором звуковых карт, внешних
нтерфейсов USB, предусилителей, микшерных пультов, портастудиий,
микрофонов, мониторов и наушников. Рекомендуется к прочтению всем, кто
интересуется студийной записью.
Особенности национальцой звукозаписи
Что делает музыкант, отыграв десяток концертов и подарив поклоннику свой
первый автограф? Купаясь в волнах славы и радости, он начинает
подумывать о записи в студии, куда и направляется через месяц-другой,
подкопив денег и проработав материал. Первая запись - это намного
веселее, чем первый концерт. О первом концерте, даже если он неудачный,
воспоминания, как правило, самые светлые. О первой студийной работе
музыканты рассказывать не любят, а когда рассказывают, их взволнованная
речь почти всегда сопровождаются смущенными улыбками и обильным
краснением лица и ушей. Студия - это очень серьезно. Это своеобразный
переломный момент, после которого очень многие люди начинают подумывать,
стоит ли вообще серьезно заниматься музыкой.
На концертах даже грубые ошибки в исполнении, часто тонут в плохо
отстроенном звуке, гуле зрительского зала, а низкий уровень мастерства
музыканта может исправить его эмоциональность и умение работать "на
зрителя". В студии все ошибки сразу выходят на поверхность, даже
элементарную партию аккомпанемента неопытный музыкант не может сыграть
правильно. Что дальше? Раздраженный звукорежиссер, выброшенные деньги, а
самое главное - бесконечная обида в душе и сомнения по поводу
целесообразности музыкальной карьеры вообще. Музыка - это не то занятие,
которому можно уделять час или два в день и добиться профессионализма.
Искусство требует жертв, а музыка - искусство особое, которое помимо
внутреннего дара, нуждается еще и в ограждении от многих "земных
удовольствий" и изнурительных многочасовых трудах. Наверное, мало кто
знает, что даже раскрученные и известные коллективы, имеющие в своем
распряжении полный состав артистов с концертным опытом, прибегают к
услугам более опытных сессионных музыкантов, когда дело доходит до
студии. Почему? Причина в одном - они не умеют работать с записью.
Конечно, за деньги вы сможете нанять более опытных музыкантов,
подключить к работе профессиональных режиссеров и техников и уговорить
персонал "довести" до ума вашу партию посредством редактирования и
перезаписи бракованных участков. Вспомните анекдот про гитариста,
который приходит в студию и своей неумелой игрой доводит до бешенства
звукорежиссера. Анекдот заканчивается знаменитой на весь свет фразой
последнего: "Ты гамму можешь сыграть? Сыграй, а я потом нарежу..."
Стоит помнить, что, подключая "наемников" и тем более надеясь на
режиссерскую доводку материала, придётся отказаться от мысли, что ваше
произведение станет супер-хитом. Даже за большие деньги сессионные
музыканты никогда не станут вкладывать в произведение душу, искать
вдохновение в прогулках под звездами и часами корпеть над аранжировками.
При работе звукорежиссера над неумело исполненной партией неминуемы
потери в качестве и вообще в идее произведения. Всему есть предел и в
студию надо ехать только тогда, когда можешь идеально сыграть или спеть
произведение в "сухом" варианте, то есть без лишних эффектов и
обработок. Самый лучший и быстрый способ подготовить себя и своих коллег
к серьезной студийной работе - регулярно записываться дома. Это поможет
не только лучше анализировать собственную игру и исправлять ошибки, но и
иметь банк собственных демо-записей, которые послужать прекрасной
путевкой на большую сцену для начинающих музыкантов. С другой стороны,
домашняя звукозапись сама по себе очень увлекательна, ведь очень многие
музыканты не стремятся сделать музыку своей работой, а просто тратят
несколько часов в день на собственное творчество и получают от этого
громадное удовольствие.
Мой дом - моя крепость...
Итак, внимая особенностям национальной звукозаписи, мы пришли к выводу,
что без предварительной подготовки и пробных записей дома, даже и думать
нечего ехать записываться в студию профессиональную. Как уже было
сказано, на этом обжигаются многие и последствия таких ошибок всегда
самые печальные.
"Мой дом - моя крепость" и именно из домашних стен выносится большинство
популярных композиций. Дома музыкант чувствует себя наиболее комфортно,
дома над душой не стоит суровый звукорежиссер, за стенами собственной
квартиры музыкант живет по свои правилам и может располагать свои
занятия как ему удобно. Забегая вперед, можно отметить, что в
собственной квартире при желании и наличии аппаратуры, можно записать не
только любительские демо, но и альбом студийного качества и пустить его
потом в тираж.
Домашней записью не гнушаются даже популярные исполнители, оборудуя в
собственном доме или квартире небольшие комнатки для работы.
Первая особенность практически всех домашних студий - "тихая" работа. В
условиях квартиры практически невозможно записать работающий в
нормальном режиме гитарный ламповый стэк или "снять" акустическую
ударную установку. Самые добрые соседи такого издевательства не
выдержат, а за нарушение общественного порядка даже в дневное время
представители правоохранительных органов по головке не погладят.
Вообще, о проблеме шумоизоляции следует серьезно задуматься и дело здесь
не только в спокойствии соседей. Если инструменты можно записать
"напрямую", используя аналоговую и цифровую коммутацию, то вокал иначе
как "через воздух" не запишешь. И каждый проезжающий мимо дома трамвай
будет оставлять в записи помехи. Огромной катастрофой для домашней
студии является приобретение соседями домашнего кинотеатра вместе с
акустической системой. Сабвуферы издают низкочастотные колебания,
которые пробиваются через самые глухие стены, и избавиться от такой
проблемы, можно лишь сердечно договорившись с соседями о времени их
киносеансов.
Для тех, кто не стеснен в средствах и площади, самым лучшим выходом
будет заказать кабинку для записи вокала, ее берутся изготовить почти
все фирмы, занимающиеся пластиковыми окнами и конструкциями. Важно
только предусмотреть в ней дверь, окно и кабельный канал.
Из наиболее простых методов звукоизоляции комнаты можно отметить
установку многослойных пластиковых окон, обивание стен старыми одеялами
или материалом вроде дарнита или войлока. Синтетика в этом плане
защищает гораздо хуже. Безобразный вид можно закрыть пластиковыми
панелями, либо тканью.
Для записи вокала некоторые особо веселые люди используют шкаф для
одежды. Причем шкафами пользуются и вполне состоятельные музыканты,
которые просто не хотят загромождать свою квартиру всякого рода
кабинками и камерами. Шкаф - это мгновенный вариант, когда нет времени
или желания или возможности построить кабинку, реверберация и лишние
шумы в шкафу минимальны, а сделать звукоизоляцию можно за несколько
минут с помощью подручных средств.
Когда жилище потеряет всякий человеческий вид, и будет походить на притон алкоголиков, можно задумываться о покупке аппаратуры.
Аппаратура
Если вы, дорогие друзья, читаете эти строки, то путем долгого
логического размышления можно предположить, что у вас есть компьютер.
Компьютер сейчас используется в каждой профессиональной студии для
редакции и непосредственно записи материала. Даже если в компьютере
установлена недорогая звуковая карта, а пользователь никаких программ,
кроме "Звукозаписи" в меню "Пуск" не знает, то возможности компьютера
все равно выше, чем у многих коммерческих студий середины прошлого века.
В настоящее время существует огромное количество книг, посвященных
компьютерной звукозаписи, а в Москве и крупных городах есть курсы для
желающих постичь тайны программного обеспечения и научиться азам
редакции звукового материала. Стоит заметить, что с серьезным
программным обеспечением не так уж просто разобраться, поэтому
приобретение книг и посещение курсов - вполне разумный шаг.
Для звукозаписи нормального качества с помощью компьютера, прежде всего,
необходимо приобрести звуковую карту, так как встроенные почти всегда
слабые, либо ориентированы не на звукозапись, а на воспроизведение.
Выбор звуковых карт сейчас огромен, но, лучше всего обратить внимание на
продукцию наиболее "музыкальных" фирм, таких как Korg, AUDIOTRAK, Echo,
Roland и Yamaha. Стоимость фирменной карты достигает огромных размеров,
но в общем-то, для квартиры не обязательно приобретать изделия уровня
профессиональной студии. По выбору звуковых карт написаны сотни статей, в
Интернете можно найти огромное количество информации, затруднения в
выборе могут возникнуть только у начинающих пользователей. Поэтому
рассмотренные ниже карты ориентированы, прежде всего, на начинающих
пользователей, хотя по своим характеристикам вполне пригодны для работы
со звуком.
Итак, самыми недорогими карточками с помощью которых можно пробовать
писать являются карты серии Revolution от M-AUDIO. Цена Revolution 5.1
составляет чуть выше двух с половиной тысяч рублей, при этом карта
оборудована цифровым выходом S-PDIF, а 24-разрядные аналогово-цифровые и
цифрово-аналоговые преобразователи с частотой дискретизации 96 кГц (на
выходе частота выше и составляет 192 kHz) позиционируют данное изделие,
как вполне пригодное для записи. Конечно, воткнув в слот MIC
компьютерный микрофон и спев любимую песню, сложно будет почувствовать
разницу со встроенной звуковой картой, но при использовании внешнего
предусилителя, результат будет вполне приемлемым.
Более дорогие карты от M-AUDIO - серий Prodigy и MAYA. В простой и
доступной карте Prodigy 7.1 коммутационные возможности уже позволяют
работать с внешними цифровыми устройствами посредством входа и выхода
S-PDIF, есть два аналоговых входа. По части разрядности и частоте карта
идентична по характеристикам модели Revolution 5.1. Есть 4
стерео-выхода, на небалансных джеках 1/8. Карта позволяет производить
запись по двум каналам одновременно, воспроизводить - по восьми.
Серия MAYA - карты уже более совершенные и приближенные к
профессиональным. У кого есть деньги - самым разумным будет приобрести
AUDIOTRAK Maya 1010, это устройство не такое дорогое, как может
показаться на первый взгляд, количество функций вполне оправдывают цену
этой карты. Комплект включает еще и внешний интерфейс для более удобного
подключения. Имеется возможность многоканальной записи, использование
MIDI, карта совместима с программным обеспечением, таким как
Sonar/Cakewalk, Cubase, Logic. Хорошие характеристики делают этот
комплект одним из лучших в своем классе. Количество входов\выходов
достигает в этой карте 8, предусмотрено 2 микрофонных входа с фантомным
питанием, 2 выхода на наушники и, конечно, цифровые и MIDI входы-выходы.
Для тех, кто несколько стеснен в средствах, хорошим вариантом будет
покупка более дешевых карт серии MAYA, например MAYA44 MKII. Эта карта
уже зарекомендовала себя как хороший, доступный и недорогой прибор для
записи на HDD и широко используются в различных хоум-студиях. Как и в
Maya 1010, карта совместима с программным обеспечением для
мультитрековой записи как Cakewalk, SONAR, Cubase, Nuendo, Logic, а
также с программным обеспечением для мастеринга - Sound Forge и Wavelab.
Карта приемлемо работает с программными семплерами Logic Audio EXS 24,
Halion, GIGAStudio и такими виртуальными аудиоинструментами как Reason и
Reaktor. Коммутационные возможности включают 4 входа и выхода на
"нормальных" джеках 1/4, цифровой вход и выход.
Неплохим вариантом также являются звуковые платы компании E-MU. Эти
карты несут в себе массу приятных опций для звукорежиссуры, поэтому
могут послужить неплохой альтернативой картам, рассмотренным выше. Карта
E-MU 0404 имеет 2 аналоговых входа, 2 аналоговых выхода, цифровой вход и
выход, коммутацию по MIDI и оптический вход\выход (TosLink). АЦП и ЦАП
имеют разрядность 24 бита, частота дискретизации 192 кГц. Для внутренней
обработки сигнала в плате используется процессор E-DSP разрядностью 32
бита, в комплекте поставки идет программный секвенсор Cubasis VST 4.0
E-MU edition и звуковой редактор WaveLab Lite 2.5.
У E-MU есть масса и более дорогих карт, с очень широкими возможностями,
которые увеличиваются пропорционально стоимости. Плата E-MU 1820
является бестселлером в своем ценовом диапазоне, имеет два микрофонных и
шесть аналоговых входов, 8 аналоговых выходов, 2 входа и выхода MIDI,
цифровой вход и выход, коммутацию на ADAT. Такую плату уже вполне можно
назвать профессиональной, многие музыканты приобретают 1820 и остаются
довольными надолго. А если музыкант доволен долгое время - это самая
лестная характеристика для изделия.
Под конец хотелось бы упомянуть о звуковой карте ESI Juli@. Эта карта
отлично оправдывает себя в работе, по соотношению цена\качество она одна
из самых лучших вариантов для дома. Если человек не знает конкретно,
что ему понадобится, какими функциями он будет пользоваться, то Juli@
представляет собой оптимальный вариант, после покупки которого не
придется об этом жалеть. Конечно, карта не без недостатков, но качество
записи через эту карту очень хорошее для своих денег, а количество
посторонних шумов минимально. По частоте дискретизации и разрядности эта
карта идентична другим моделям своей ценовой категории, те же 192 кГц и
24 бита. Карта располагает двумя аналоговыми и двумя цифровыми входами,
имеет шесть выходов, четыре из которых - цифровые. Коммутация по MIDI -
один вход и один выход. ОЧень интересным решением является возможность
выбора между разъемами RCA и Jack: цифровая и аналоговая часть платы
расположены на двух различных платах, что позволяет перевернуть
аналоговую часть платы и заменить разъемы одного типа на другой. В
комплекте поставки идет очень много полезных программ и утилит для
работы со звуком. "Юлию" поминали добрым словом многие музыканты и она
до сих пор установлена у многих даже опытных композиторов.
Интерфейсы USB
Другое дело - внешние звуковые карты или "интерфейсы", которые работают с
компьютером посредством USB. Такие интерфейсы в последнее время
выпускаются на достаточно хорошем уровне, они позволяют писать материал
без особых потерь в качестве. К тому же это неплохой вариант для тех,
кто удовлетворен работой встроенной звуковой карты, либо вообще является
владельцем ноутбука и хочет приобрести такой аппарат, как дополнение к
штатной карте.
Чем же хорош USB-интерфейс? Как известно, аналоговые линейные входы в
звуковой карте неизбежно ухудшают качество сигнала, шумят, трещат,
реагируют на помехи компьютера. Особенно это заметно при записи уже
готовой обработки, скажем, с гитарного или вокального процессора.
Материал потом приходится долго доводить до ума, применяя различные
виртуальные спикерэмуляторы, эквалайзеры и фильтры. С USB проблем в этом
плане гораздо меньше, во-первых, само преобразование аналогового
сигнала в электронный, как правило, несколько лучше, чем в картах PCI,
во-вторых, сам прибор можно удалить от компьютера подальше и тем самым
снизить в какой-то степени помехи. Выводы эти, конечно, во многом
относительны, особенно, если сравнивать внешние интерфейсы USB с
профессиональными звуковыми картами в которых панель с коммутацией также
может быть вынесена наружу, а внутренние обработки включают "шумодавы" и
фильтры, но все же запись по USB считается в настоящее время одной из
самых качественных.
Главной особенностью многих USB-интерфейсов являются встроенные
эффект-процессоры, спикерэмуляторы, преампы, звук которых передается в
компьютер практически в первозданном варианте. Этим уже воспользовались
многие фирмы и начали усиленно выпускать USB-интерфейсы для гитаристов.
Одной из первых фирм на этом поприще выступила компания
Line 6,
выпустившая модель Guitar Port. Само изделие рекламируется "как мечта
начинающего гитариста", но может быть прекрасным подспорьем и для
профессиональных музыкантов. Качество записи в этом приборе реализовано
на хорошем уровне, а количество внутренних обработок, эмуляторов
популярных комбо и стэков, возможность играть под "минус" и вовсе делают
его чрезвычайно привлекательным. Стоимость этого устройства соразмерна
недорогим напольным гитарным процессорам, причем по многим параметрам
маленький Guitar Port выигрывает у них. Стоит добавить, что использовать
это устройство можно не только совместно с электрогитарой, но и, как
показывает практика, со многими другими электромузыкальными
инструментами. Так что тем, кто увлекается исключительно "аналоговой"
записью инструментальной музыки, без претензий на такие "излишества" как
MIDI, XLR- и S-PDIF-коммутацию, Guitar Port может сослужить неплохую
службу.
Более дешевым вариантом с возможностью записи гитары, вокала и широкой
линейки электромузыкальных инструментов является Fast Track interface от
M-AUDIO. В какой-то степени его можно даже назвать конкурентоспособным
Guitar Port. Четыре и входа и два выхода - более чем достаточно
человеку, которому надо записать только гитару и вокал. Для всякого рода
любителей авторской песни и бардов этот прибор - просто находка, а для
того, кто использует электрогитару понравится набор гитарных эффектов
вполне приличного качества. Электронная программа GT Player Express
сразу привлекает внимание своим интерфейсом в виде аналогового рекордера
и цепочки педалей-эффектов, настроить звук можно за секунды. И все,
можно писать.
Другой неплохой моделью от M-AUDIO может послужить USB-интерфейс M-AUDIO
Audiophile USB. Две пары аналоговых входов, наличие S-PDIF, MIDI
вход\выход уже позволяют использовать этот прибор для более серьезной
звукозаписи.
Дорогие USB интерфейсы, стоимость которых начинается от 300 долларов по
функциональности не уступают картам PCI и даже превосходят их. Не так
давно взорам любителей домашней записи было представлено устройство
MACKIE SPIKE. Это 24-битный/96-кГц аудио/MIDI-интерфейс с микрофонными
преампами Mackie XDR, сочетающий в себе процессор эффектов, а также
аудио/MIDI программный секвенсор с неограниченным количеством дорожек и
совместимостью с плагинами формата VST и плагином Nomad Factory Blue
Tubes Warmer Phaser. На задней панели интерфейса есть цифровая шина
формата SPDIF (RCA), MIDI-вход и выход, пара микрофонных,
инструментальных или линейных входов (XLR/джек), разъем питания и порт
USB. В интерфейсе продумана система мониторинга, для подключения внешних
динамиков предусмотрено два выхода. Программное обеспечение идущее в
комплекте, очень неплохо разработано, есть возможность детальной
отстройки эффектов, эквализации и фильтров.
Вершиной интерфейсов для начинающих можно назвать по праву Edirol
UA-700. Внешний вид системы и расположение органов управления точно
такое же как в портативных микшерных пультах, устройство очень удобно
располагается на столе и провода не мешают работе. В данном девайсе есть
практически все необходимое для домашней записи, причем абсолютно для
любого музыканта - гитариста и басиста обрадует наличие внутренней
обработки COSM с имитацией популярных кабинетов и комбо, клавишника -
полный MIDI-интерфейс, а вокалисту Edirol UA-700 дарит возможность
моделирования микрофонов и их расположения, предусилителей, фильтров,
реверберации и много другого. Количество входов-выходов при определенных
обстоятельствах, вполне позволяет обходиться без микшерного пульта: два
микрофонных входа (комбинир. XLR с фантомным питанием, 1/4" джеки TRS),
вход для подключения гитары (моно 1/4" джек), разъем AUX (RCA),
цифровые разъемы Digital In (коаксиальные, оптические). Выходы: цифровые
выходные разъемы Digital Out, разъем для наушников, выходные разъемы
Master Output L/R (1/4-дюймовые джеки, дублируются разъемами RCA).
Устройство питается от адаптера питания, в комплекте к интерфейсу идет
диск с драйвером.
Предусилители
Следующий этап - выбор внешнего предусилителя (преампа). Встроенные
предусилители в подавляющей части интерфейсов и звуковых карт не
обладают достаточным качеством, это заметно не только при записи вокала,
но и при линейной записи инструментов. Предусилитель необходим, хотя бы
самый простейший и недорогой. Естественно, наличие лампы в
предусилителе говорит о более высоком качестве звука - "ламповый" звук
самый востребованный и это знает почти каждый.
При покупке предусилителя есть один скользкий момент, который вызывает
споры и часто ставит в тупик покупателя. Дело в том, что в недорогих
предусилителях схема строится на полупроводниках (транзисторах), а лампа
лишь "облагораживает" звук на выходе. Производство недорогих преампов,
где предусиление реализовано полностью ламповым способом, практически
невозможно из-за дороговизны комплектующих. Памятуя об этом, многие
отказываются покупать недорогие изделия, либо надолго вязнут в форумах,
обсуждая, стоит ли покупать недорогой преамп. Для разрешения этого спора
можно привести несколько примеров из практики гитаристов, которые, как
известно, являются самыми ярыми приверженцами "лампового" звука. Серия
процессоров Vox Tonelab, а также линейка популярных комбо Marshall AVT
наглядно демонстрирует, какие чудеса может творить полупроводниковый
преамп с "лампой" на выходе. Не будь эта схема успешной, эти модели бы
не производились такими тиражами, а если бы лампа на выходе никак не
влияла на звучание, вряд ли бы производитель стал увеличивать
собственные издержки с ее установкой.
Почти то же самое можно сказать и о вокале. Если спеть что-нибудь через
внутренний предусилитель пульта или звуковой карты, а потом через
внешний даже самый недорогой транзисторно-ламповый преамп, сразу можно
почувствовать существенную разницу в звучании: петь становиться намного
комфортнее, звучание становится мягче и теплее.
Самыми недорогими предусилителями, поставляемыми в Россию, являются
BEHRINGER MIC 100 TUBE ULTRAGAIN и ART TUBE MP. Вполне понятно, что за
те деньги, которые за них просят, ничего идеального эти два
предусилителя не несут. Что можно отметить сразу - лампа все-таки
чувствуется, так что в качестве заменителя встроенных преампов звуковой
карты или микшерного пульта эти два устройства подойдут в полной мере.
Более дорогим преампом является ALTO Minitube, отличительная особенность
которого в наличии индикатора уровня, который очень неплохо помогает
сократить число перегрузок.
ART Tube MP Studio V3 - один из самых оптимальных и недорогих преампов в
пределах четырех тысяч рублей. Его еще можно по праву назвать и самым
простым в работе - имеются 16 готовых пресетов для работы с разным
оборудованием, смена пресетов производится единственной ручкой
вследствие чего, настройка занимает минимум времени.
ART Tube PAC - предусилитель на двух лампах, оборудованный
лампово-оптическим компрессором. Компрессор помогает избавится от
излишних динамических колебаний, что в звукозаписи всячески
приветствуется.
На предусилители распространяется известное правило музыканта: "чем
дороже, тем лучше", хотя высокая цена может объясняться не столько
качеством звука, сколько количеством каналов и красивым внешним видом.
Микшерный пульт
Когда музыкант в записи использует более одного источника звука, ему
необходим микшерный пульт. Более подробный обзор пультов можно прочитать
здесь.
Вообще, в домашней звукозаписи пульт никогда не бывает лишним, с ним
удобнее записывать и сводить материал, управлять мониторами,
регулировать поканально частоты. Соответственно пульт должен обладать
такими возможностями, чтобы эти операции производились на максимально
высоком уровне. На каждом канале должен присутствовать эквалайзер,
регулятор предусиления, уровень громкости, кнопки индивидуального
прослушивания SOLO и приглушки MUTE. Должна присутствовать мониторная
шина с регулировкой баланса и регулятором уровня. Естественно главное
требование к пульту - количество каналов, которое будет зависеть от
количества звуковых источников. Для домашних студий, где обычно
используется небольшое количество инструментов, можно приобрести
недорогие пульты, в качестве которых наиболее часто предлагаются изделия
фирм Behringer либо ALTO. Предусилители в этих пультах совершенно
неработоспособные, при этом особое умиление вызывает широко
разрекламированный "бесшумный предусилитель студийного класса IMP",
используемый в микшерах Behringer. Количество шумов, искажений и помех
от такого предусилителя не выдерживает никакой критики. В ALTO c
предусилителями несколько лучше, хотя это вовсе не означает, что нечему
"радоваться" - встроенный процессор иной раз выдает совершенно
немыслимые обработки.
Из всех недорогих пультов Behringer можно отметить модель MXB-1002
Eurorack. Хорошего в этом модели не больше, чем в других моделях этой
фирмы, но есть один большой плюс, который добавляет удобства в работе:
управление каналами по громкости осуществляется с помощью фейдеров, что
дает возможность визуально видеть какой канал задействован. Вдобавок над
мастер-фейдером установлен светодиодный индикатор пиков. Пульт занимает
мало места на столе, а по своим возможностям вполне подойдет для
домашней студии, главное умело им пользоваться и знать его слабые места.
Пульт ALTO S-8 по цене находится примерно на одной позиции с Behringer ,
он менее компактен, но в чем-то функциональнее последнего. Пульт имеет
четыре моноканала, два стереоканала и две шины посылов на эффекты.
Каждый моноканал содержит микрофонный вход XLR, линейный вход , кнопку
включения обрезного фильтра, регулятор чувствительности, эквалайзер, два
регулятора уровня посылов, потенциометр уровня и пиковый светодиодный
индикатор.
Стоит заметить, что пультов сейчас продается огромное множество, модели
популярных фирм сотни раз обсуждались в конференциях и форумах, так что
проблем с выбором и поиском информации быть не должно. Конечно,
предпочтительнее приобрести сразу хороший пульт (лучше цифровой), но на
первое время, когда и навыков работы особых нет, можно вполне обойтись
недорогими Behringer, Alto, Phonic, Nady и писать демо достойного
качества.
Портастудии
Одним из альтернативных вариантов всему вышесказанному является покупка
портастудии. В портастудии, как правило, уже есть микрофонный
предусилитель, микшерный пульт, процессор эффектов, записывающее
устройство, драм-машинка и т.д., для работы с ней достаточно подключить
записываемый источник звука - будь то гитара, микрофон или
электровиолончель и нажать на кнопку записи. Портастудию можно с
легкостью взять с собой на репетиционную базу, с ней не надо будет
ломать голову над оптимальной конфигурацией аппаратуры и путаться в
паутине проводов. Многие портастудии снабжены записывающими
CD-устройствами, что дает возможность сразу же записать материал на
диск, расставить треки в требуемом порядке и установить метки смены
сонга при записи живых концертов. На выходе вы получаете уже готовый
альбом. Другой плюс портастудий - возможность выставлять показатели на
микшере вручную, при этом микшер в отличие от внешнего, не будет вносить
в цепь помехи и искажать сигнал - все схемы цифровые и работают
бесшумно. Единственным недостатком портастудий является неудобное
редактирование материала - маленький экран, небольшое количество органов
управления, где на каждую кнопку приходится до десяти функций, все это
делает процесс редактирования трудным и долгим. Детальную работу над
звуком лучше все-таки производить на компьютере, поэтому огромным
успехом пользуются портастудии с цифровыми входами-выходами или USB.
Портастудию рекомендуется приобретать минимум на 8 каналов, желательно
чтобы запись в ней производилась на жесткий диск. Более дешевые варианты
с записью на внутреннюю память устройства, либо на карту SmartMedia
тоже могут в какой-то мере облегчить труды по записи материала, но
варианты с жестким диском предпочтительнее, как в плане внутреннего
объема, так и в скорости работы, качестве и т.д.
Относительно недорогими устройствами в которых запись производится на
достаточно хорошем уровне являются ZOOM MRS-1608 и BOSS BR-1180. Эти
устройства не уступают в качестве записи интерфейсам и звуковым картам.
Бесспорно, в какой-то мере в звучании записанных фрагментов есть доля
"синтетики", эта проблема присуща портастудиям в больше степени, чем
компьютерным устройствам, но вряд сторонний слушатель эту разницу сможет
заметить.
В ZOOM MRS-1608 можно записывать одновременно до восьми треков, при этом
объем жесткого диска располагает 40 Гб свободного места. Воспризводить
можно одновременно 19 треков (16 аудиотреков, два трека ударных, один
трек баса). Частота дискретизации 44,1 кГц, разрядность 16 бит, сжатие
данных не используется. Внутренняя обработка происходит с разрядностью
24 бита. Вполне приличный прибор за свои деньги, так что можно сделать
вывод, что фирма ZOOM, со своей плохой репутацией иногда может
производить качественные вещи. Встроенная драммашина в этой студии,
конечно же есть.
В BOSS BR-1180 запись производиться одновременно на 10 каналов, при этом
на каждый "реальный" канал может приходиться по 8 виртуальных. Кто уже
имел опыт работы с портастиудями BOSS, знает, что все портастудии этой
фирмы имеют встроенный процессор, основанный на моделировании COSM.
BR-1180 не стал исключением, встроенные обработки очень хорошего
качества, при этом использовать их можно до и после записи, что очень
удобно. Управление драм-машинкой выполнено в традиционном стиле, для
этого предусмотрен отдельный канал и отдельный фейдер. Встроенный
жесткий диск обладает объемом в 20 Гб, обработки и преобразователи 24-х
биттные, частота сэмплирования 44 kHz.
Микрофон
Выбор микрофона. Микрофоны бывают динамическими и конденсаторными. В
динамических, сигнал получается посредством изменения магнитного поля
между катушкой и магнитом, которое вызывает мембрана. В конденсаторном
микрофоне для получения сигнала используется конденсатор. Конденсаторный
микрофон чувствительнее динамического, но не всегда может звучать
лучше. Для конденсаторного микрофона необходимо фантомное питание,
которое обычно встраивается в большинство пультов или предусилителей.
Все микрофоны снимают звук по-разному, поэтому в обсуждении качеств той
или иной модели всегда очень много спорных моментов.
В России одними из самых популярных микрофонов для домашних студий
остаются микрофоны SHURE. Динамические микрофоны SHURE SM57-LCE
(инструментальный), SHURE SM58 (вокальный) и SHURE SM58-LCE (вокальный с
выключателем) можно встретить почти в каждой третьей студии. Несмотря
на то, что 57-ая серия ориентирована на запись инструментов, а 58-ая на
вокал, эти микрофоны одинаково хорошо подходят практически для любой
записи. Это добротные микрофоны-середнячки с которыми не будет особых
проблем, их качество проверено уже не одной сотней пользователей. Более
недорогие версии Shure - микрофоны серии PG.
Хорошие модели есть у отечественной фирмы "Октава". Конденсаторный
OKTAVA МК-220 является неплохим вариантом для бюджетной домашней студии,
помимо достойных характеристик микрофон имеет переключаемые диаграммы
направленности, что расширяет диапазон его применения. Плюс ко всему,
микрофон имеет переключатель уровня чувствительности и переключатель
частотной характеристики, что позволяет использовать его и для записи
инструментов.
Отличными микрофонами для домашних студий являются микрофоны AKG.
Микрофоны C1000B, C2000B и C3000B ориентированы специально на запись
дома, поэтому количество шумов в них сведено к минимуму, они прекрасно
работают с портастудиями и чувствительными преампами.
Мониторы и наушники
Финальная часть повествования: выбор мониторов и наушников. В любом
случае, надо приобретать и то, и другое, так как процедуры сведения и
мастеринга производятся с помощью разных акустических систем. В
наушникам сигнал ощущается более раздельным, в мониторах же идет
совмещение с правого-левого канала и оператор слышит общий микс. Более
опытные музыканты, уже знают, что хорошие мониторы ближнего поля стоят
дорого и качественная акустика очень важна для работы.
Для начинающих вполне разумным шагом будет приобретение недорогих
комплектов от M-Audio, Behringer, ESI nEar 04 и прочих "ширпотребных"
фирм. Несмотря на дурную славу, в работе эти изделия проявляют себя уже
как мониторы, а не как колонки для компьютерных игр. В общем-то, для
дома, покупка таких мониторов может оказаться и достаточной, если в
качестве основного оборудования используются рассмотренные выше изделия.
Не стоит полагаться на "умельцев", которые занимаются изготовлением
мониторов самостоятельно и предлагают свои изделия как альтернативу
фирменной продукции: даже если в изготовлении будут использоваться
качественные динамики и корпуса, а усилитель будет взят от дорогой
модели, все равно в кустарных условиях невозможно изготовить каскады
защиты от перегрузок и шумоподавления, что самым отрицательным образом
скажется на долговечности мониторов и качестве их звучания.
Мониторы ESI nEar 04 и мониторы Behringer Truth традиционно покупаются в
качестве первых мониторов ближнего поля для домашней студии.
Естественно, никаких ошеломляющих характеристик от этих моделей ожидать
не приходится, на режимах близких к максимальным, мониторы показывают
неприемлемый разброс частот, да и общая чистота звука на этих моделях
оставляет желать лучшего. Однако, мощность и звуковое давление этих
моделей уже дает возможность полноценно работать со звуком, а прилично
сделанные корпуса исключают излишние вибрации, что в сравнении с
обычными акустическими системами служит явным преимуществом.
Что касается наушников для звукозаписи, лучше всего обратиться к таким
фирмам как AKG, Shure, Audio-technica и т.д., эти фирмы уже много лет
остаются лидерами в этой области и специально ориентируют свою продукцию
на работу со звуком.
И еще о домашней записи
Итак, минимальный комплект оборудования для звукозаписи обойдется в
700-800 долларов. Конечно, набор аппаратуры за эту сумму не подойдет для
записи профессионального уровня, но записать демо приемлемого качества и
сделать наброски новой песни за эту цену вполне реально. Прибавьте еще
стоимость проводов, ветрозащиту для микрофона и диски с программным
обеспечением. При желании, студию можно собирать по частям, это в
какой-то степени даже лучше, так как даст возможность получше изучить
цены и сделать выбор более осмысленно.
И еще. В домашней звукозаписи есть очень много моментов, которые
необходимо сразу же учитывать, чтобы занятия со звуком прошли
безболезненно. Первый момент самый важный - ваш слух. Его легко можно
посадить, особенно если использовать недорогие наушники и звуковые
мониторы. При работе со звуком слух максимально напряжен, поэтому если
акустическая система не обеспечивает комфортных условий работы, можно
немало навредить своему здоровью. Средство здесь одно - время от времени
делать перерывы и проводить двадцать-тридцать минут в тишине, в
какие-то дни не заниматься записью вообще. Такие "каникулы" устраивают
себе даже опытные аранжировщики и звукорежиссеры, так что лучше
последовать их примеру и относиться к своему здоровью бережно.
Другие моменты, связанные с звукозаписью, больше психологические и
организационные, но тем не менее, очень важные. Вот классическая
ситуация, которая может привести к творческому кризису: музыкант, играя
репетиции и помногу записываясь дома, перестает чувствовать мелодию,
углубляется в чисто физическую отшлифовку композиции, при этом упускает
главную мысль своего произведения и сильно теряет в музыкальности.
Вспомните, когда на радио выходит новый хит, его хочется слушать и
слушать, он заставляет душу волноваться, за новой песней человек сразу
же бежит сломя голову в музыкальный ларек на базаре (большинство все же
ищут сайты с бесплатными mp3-шками). После десятка дублей душа уже никак
не реагирует на приобретенный хит, музыка приедается и человек часто не
понимает вообще, чем этот набор звуков мог его заинтересовать.
В собственном творчестве происходит то же самое, но несколько сложнее
из-за того, что музыкант так или иначе относится к себе критически.
Записанный фрагмент с каждым дублем, музыканту нравится все меньше, а
новая мелодия кажется все банальнее. Самое важное в такой ситуации дать
фрагменту отлежаться несколько дней, прислушаться к мнению знакомых и не
спешить переделывать песню. Другой вариант - написать несколько
вариантов композиции и с помощью близких и друзей выбрать лучший
вариант. В этих ситуациях и проявляется огромное преимущество домашней
звукозаписи - выбирать, экспериментировать и привлекать для оценки
сторонних слушателей.
Еще один момент - "боязнь рекордера". Как только включают запись,
музыкант начинает концентрироваться на четкости, зажимается, суетится и
как результат - большие и грубые ошибки в исполнении. Происходит это от
неуверенности в собственных силах, это то же самое, что и волнение перед
концертом - это чувство испытывают все, даже самые матерые сессионщики.
Причем не только в студии, а даже у себя дома в полном одиночестве. В
домашних стенах надо все силы направлять на искоренение этой "болезни",
надо больше заниматься, больше записываться, перед записью необходимо
разогреться на каких-то быстрых и веселых вещах.
Играть и петь следует эмоционально, но ровно, надо помнить, что резкие
скачки хоть и сглаживаются компрессорами\лимитерами, но не всегда это
сглаживание происходит адекватно. Динамические перепады вообще довольно
сложное явление, требуется хороший опыт по нормализации записанных
композиций, так что поучиться в этом плане придется немало.
Под конец хотелось бы пожелать всем музыкантам творческих успехов и
духовного подъема в творчестве, стоит помнить, что именно из домашних
стен часто выносятся произведения, которые совершают потом перевороты в
музыкальном мире и стилистике. Играйте, записывайтесь и радуйте себя и
своих окружающих новыми композициями.
Источник Cj-city.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий